Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Челябинского областного суда от 11.09.2015 по делу N 3-392/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 18 постановления Правительства Челябинской области от 20.07.2011 N 230-П "О Положении о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области" в части, касающейся замены натуральных льгот, предоставляемых инвалидам, компенсацией расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг>



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 сентября 2015 г. по делу № 3-392/2015

Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Турковой Г.Л.
при секретаре Ибрашевой А.А.,
с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Пустовой Л.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шиловой Л.Н. об оспаривании в части нормативного правового акта Правительства Челябинской области и

установил:

Шилова Л.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании в части Положения о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области", утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года № 230-П и просила признать противоречащим федеральному закону и недействующим пункт 18 названного Положения. В обоснование своих требований заявитель указала на то, что она является ***, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг. Оспариваемая норма противоречит преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку фактически лишает права на получение льготы в размере 50 % стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг.
Шилова Л.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия в судебном заседании, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Представитель Правительства Челябинской области в судебном заседании просило оставить заявление без удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемая норма не противоречит федеральному закону и принята по вопросу, отнесенному к полномочию Правительства Челябинской области.
Выслушав пояснения Шиловой Л.Н., исследовав представленные заявителем доказательства, заключение прокурора Челябинской областной прокуратуры, полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с п. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В ходе судебного заседания установлено, что заявитель Шилова Л.Н. является *** и имеет право на получение соответствующих этой категории граждан мер социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Правительством Челябинской области принято постановление от 20 июля 2011 года № 230-П "О Положении о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области".
Постановление опубликовано в официальном издании - газете "Южноуральская панорама" от 11 августа 2011 года № 198.
В настоящее время постановление действует в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 22.12.2011 года № 487-П, от 20.06.2012 года № 336-П, от 22.08.2012 года № 424-П, от 16.07.2014 года № 335-П, тексты которых также были официально в газете "Южноуральская панорама" от 17 января 2012 г. № 3, от 15 сентября 2012 г. № 141 (спецвыпуск № 34) и от 29 июля 2014 г. № 113 (спецвыпуск № 31), от 20 мая 2015 года № 224-П (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.05.2015 года).
Из преамбулы постановления Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года № 230-П следует, что оно принято во исполнение Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законодательства Российской Федерации, устанавливающего меры социальной поддержки ветеранам подразделений особого риска и отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, законов Челябинской области "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области", "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области", "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", "О звании "Ветеран труда Челябинской области" и "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан".
Оспариваемое постановление утвердило Положение о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлен перечень категорий граждан, которым предоставляется компенсация расходов, в том числе инвалидам вне зависимости от наличия ограничения способности к трудовой деятельности (пп. 7). Заявитель относится к данной категории граждан.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
На уровне Российской Федерации правовое регулирование отношений в области социальной поддержки инвалидов осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7), в котором устанавливаются гарантии социальной защиты, относящейся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не определяет конкретные способы, условия и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан.
В соответствии со ст. 65 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Устава (Основного закона) Челябинской области Челябинская область является субъектом РФ, государственная законодательная власть в которой осуществляется Законодательным Собранием Челябинской области как представительным органом области, исполнительная - Правительством Челябинской области (ст. 8 Устава (Основного закона) Челябинской области).
Правительство Челябинской области как высший исполнительный орган государственной власти области осуществляет нормативно-правовое регулирование на территории Челябинской области по вопросам, относящимся к его компетенции (Статья 48 Основного Закона (Устава) Челябинской области).
В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в действующей редакции) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 26.2 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, в том числе и в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым изменен принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся и инвалиды.
Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты.
В соответствии со статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (статья 27 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно редакции статьи 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Следовательно, определение мер социальной поддержки отнесено к вопросам ведения субъекта РФ.
Закон Челябинской области от 25 декабря 2008 года № 345-ЗО "О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" устанавливает, что порядок, условия предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, определяется Правительством Челябинской области (часть 2 статьи 1).
Судебная коллегия, приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Правительство Челябинской области действовало в пределах переданных ему полномочий.
Согласно пункту 18 Положения о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области", утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года № 230-П расчет суммы компенсации расходов осуществляется исходя из начисленных платежей по оплате жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг, выплата компенсации расходов в части начисленных платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, по которым образовалась задолженность, приостанавливается, за исключением случаев заключения и (или) выполнения гражданами соглашений по ее погашению. Выплата приостановленных сумм предоставляется с месяца, следующего за месяцем погашения гражданами задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг, но не более чем за три года.
Из содержания заявления Шиловой Л.Н. следует, что несоответствие оспариваемой нормы федеральному законодательству она усматривает в том, что при наличии задолженности она фактически лишена льготы, предусмотренной Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд, с учетом анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с предоставлением инвалидам мер социальной поддержки, приходит к выводу о том, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству и иному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Федеральным законом от 29.12.2004 года № 189-ФЗ (в редакции от 28.02.2015 года, с изменениями от 24.03.2015 года) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Во исполнение норм Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пунктом 6 которых также предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Пункт 18 Положения о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области содержит аналогичную норму.
Учитывая изложенное, оспариваемые нормы, устанавливающие такое условие предоставления гражданам мер социальной поддержки, соответствуют вышеприведенным положениям жилищного законодательства.
В оспариваемых нормах устанавливается механизм реализации мер социальной поддержки, приостановления и возобновления таких мер является объективно обоснованным и не противоречащим федеральному законодательству.
Довод апелляционной жалобы о нарушении оспариваемыми положениями прав заявителя нельзя признать состоятельным, поскольку указанное выше условие предоставления мер социальной поддержки предусмотрено федеральным законодательством.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании материального права.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

отказать Шиловой Л.Н. в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 18 постановления Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года № 230-П "О Положении о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области" в части, касающейся замены натуральных льгот, предоставляемых инвалидам, компенсацией расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий


------------------------------------------------------------------