Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 02.03.2015 по делу N 11-2529/2015 <Об оставлении без изменения решения Копейского городского суда Челябинской области от 11.12.2014, которым признаны недействующими пункты 6, 7, 8, 9, пункты 88, 89, 91.1 раздела XVII "Внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование" Приложения N 1, подпункты 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 пункта 4 "Плата за техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", пункт 10 "Плата за техническое обслуживание ОДНУ" Приложения N 5 к Постановлению администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 N 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" >



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. по делу № 11-2529/2015

Судья: Гончарова М.И.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шигаповой С.В.,
судей Зариповой Ю.С., Загайновой А.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 2 марта 2015 года в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора г. Копейска о признании противоречащими федеральному законодательству некоторых пунктов постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24 декабря 2013 года № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" с учетом изменений и дополнений, некоторых пунктов приложений к указанному постановлению, с апелляционной жалобой администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 11 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия

установила:

прокурор г. Копейска обратился в суд с заявлением о признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими со времени вступления решения суда в законную силу пунктов 6, 7, 8, 9 Постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24 декабря 2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" в редакции постановлений администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27 мая 2014 года № 1582-п, от 14 октября 2014 года № 3474-п; а также пунктов 88, 89, 91.1 раздела XVII "Внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование" Приложения № 1, подпунктов 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 пункта 4 "Плата за техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", пункт 10 "Плата за техническое обслуживание ОДНУ" Приложения № 5 к постановлению администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24 декабря 2013 года № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" в редакции постановлений администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27 мая 2014 года № 1582-п, от 14 октября 2014 года № 3474-п.
В обоснование требований указано, что оспариваемые прокурором пункты постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24 декабря 2013 года № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" и приложений к нему устанавливают плату за техническое обслуживание общедомовых (коллективных) приборов учета. Согласно действующему законодательству коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, электрической энергии, холодной и горячей воды являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей и затраты по их обслуживанию должны возмещаться за счет статьи "Работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов". Выделение в отдельную статью платы за текущий ремонт и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета без уменьшения размера платы по статьям "Технический ремонт и техническое обслуживание внутридомовых систем центрального отопления, водоснабжения, канализации, электрических сетей", является незаконным. Кроме того, орган местного самоуправления в той части, в которой предусмотрел в перечне работ по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах работы по обслуживанию внутриквартирного газового оборудования и включил их оплату в размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения для населения (Приложение № 5) превысил свою компетенцию, определенную жилищным законодательством.
Прокурор Полежаев Д.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.
Представитель Администрации Копейского городского округа Челябинской области Кизилова Ю.М. в судебном заседании возражала против заявленных прокурором требований.
Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Копейского городского округа Челябинской области обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Полагает, что оспариваемое постановление принято администрацией Копейского городского округа Челябинской области в рамках представленных полномочий. При разрешении спора судом не учтено, что исходя из положений Постановления Правительства РФ от 14 мая 2013 года № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", которым утверждены Правила использования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуг по газоснабжению, Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 269-э/8, техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования необходимо с целью обеспечения безопасности граждан, проживающих в многоквартирном доме, формирование и расчет платы за работу по обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования различны между собой, поэтому, администрация городского округа правомерно и обоснованно включила оплату по обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в размере платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения для населения.
Представитель администрации Копейского городского суда Челябинской области, действующая на основании доверенности, Кизилова Ю.А. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.
Помощник прокурора Соколова Н.Ф. в суде апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" в редакции постановлений администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27.05.2014 № 1582-п "О внесении изменения в постановление администрации Копейского городского округа от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги", от 14.10.2014 № 3474-п "О внесении изменений в постановление администрации Копейского городского округа от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" утверждены структура и перечень работ по содержанию и ремонту (общего имущества многоквартирных домов (Приложение № 1) и плата за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения (без учета затрат на капитальный ремонт) для населения (Приложение № 5).
Указанные постановления опубликованы в установленном законом порядке в газете "Копейский рабочий".
Согласно п. 6 постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п с 1 февраля 2014 года введена для населения, проживающего в многоквартирных домах, где установлены и приняты на коммерческий учет общедомовые (коллективные) приборы учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, воды, электрической энергии), плата за техническое обслуживание общедомовых (коллективных) приборов учета.
В соответствии с п. 7 постановления размер платы за техническое обслуживание общедомовых (коллективных) приборов учета для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме определяется для каждого многоквартирного дома индивидуально, исходя из вида и количества общедомовых приборов учета, которыми оборудован данный дом.
Размер платы за техническое обслуживание общедомовых (коллективных) приборов учета для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме определяется как частное от деления стоимости обслуживания общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, которыми оборудован многоквартирный дом, на общую площадь многоквартирного дома (п. 8 постановления).
Согласно п. 9 постановления установлена с 1 февраля 2014 года стоимость технического обслуживания общедомовых (коллективных) приборов учета по видам коммунальных ресурсов: тепловой энергии - **** рубль в месяц; воды - **** рублей в месяц; электрической энергии - **** рублей в месяц.
Пунктом 10 "Плата за техническое обслуживание ОДПУ" Приложения № 5 к постановлению предусмотрено, что плата за техническое обслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии, воды, электрической энергии определяется для каждого многоквартирного дома индивидуально.
В пунктах 88, 89, 91.1 раздела XVII "Внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование" Приложения № 1 к названному постановлению приведен перечень работ по содержанию общего имущества, что следует из наименования графы 3 строки 1 названного раздела "Наименование работ по содержанию общего имущества".
Так, п. 88 предусмотрено, что к работам по содержанию общего имущества относится "Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования".
Согласно п. 89 к этим работам относится "Визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр) к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию".
В силу п. 91.1 в состав работ входит также "Проверка герметичности соединений и отключающих устройств (приборный метод, обмыливание)".
В п. 4 "Плата за техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" Приложения № 5 определен порядок расчета платы за техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, в том числе в п. 4.1 - при наличии 2-горелочной плиты и внутридомового газопровода; п. 4.2 - при наличии 4-горелочной плиты и внутридомового газопровода; п. 4.3 - при наличии проточного полуавтоматического водонагревателя (ВПГ), 2-горелочной плиты и внутридомового газопровода; в п. 4.4 - при наличии проточного полуавтоматического водонагревателя (ВПГ), 4-горелочной плиты и внутридомового газопровода.
06.08.2014 года прокурор г. Копейска направил протест Главе администрации Копейского городского округа на постановление администрации Копейского городского округа от 24.12.2013 года № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги", в котором требовал привести указанное постановление в соответствие с действующим законодательством.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемые нормы постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24.12.2013 № 4246-п "О тарифах на жилищные услуги" в редакции постановлений администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27.05.2014 № 1582-п от 14.10.2014 № 3474-п противоречат действующему федеральному законодательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции исходил из следующего.
Части 1 и 2 ст. 154 ЖК РФ выделяют в структуре платы за жилое помещение, в частности, плату за содержание и ремонт жилого помещения, и плату за коммунальные услуги. При этом, в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения включается плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (часть 3).
Данная норма согласуется с положениями ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, определяющими, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В силу ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил).
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и Управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления и др. (п. 7 Правил).
Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, определены понятия внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Исходя из положений этого нормативного правого акта, в состав вышеуказанных видов газового оборудования включается различное имущество. При этом, внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном определено как общее имущество собственников помещений.
Минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования установлен в Приложении к Правилам пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее - Минимальный перечень).
Согласно пунктам 1, 2, 5 Минимального перечня работы "Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования", "Визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр) к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию", "Проверка герметичности соединений и отключающих устройств (приборный метод, обмыливание)" производятся, в том числе, в отношении внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 29 Правил от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Приборы учета являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей и затраты по их обслуживанию должны возмещаться за счет статьи "Работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов", в том числе, внутридомовых систем водоснабжения и канализации, внутридомовых систем центрального отопления, внутридомовых электрических сетей без увеличения тарифа.
Выделение в отдельную статью платы за текущий ремонт и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, тепловой энергии, электрической энергии без уменьшения размера платы по статьям технический ремонт и техническое обслуживание внутридомовых систем водоснабжения и канализации, внутридомовых систем центрального отопления, внутридомовых электрических сетей, а также включение в состав платы за содержание и ремонт внутридомового газового оборудования платы за выполнение работ по обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, сделаны на основе анализа действующего федерального законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся, и на его основании были реализованы права граждан, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые пункты недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы администрации Копейского городского округа Челябинской области не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Копейского городского суда Челябинской области от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Судьи


------------------------------------------------------------------