Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Челябинского областного суда от 20.01.2015 по делу N 3-2/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" в части результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Челябинской области: раздела "Копейский городской округ": пункта 4064 в отношении земельного участка с кадастровым номером **** и цифрой "****">



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 января 2015 г. по делу № 3-2/2015

Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Свинцовой Г.В.
при секретаре Гильметдиновой А.В.
с участием прокурора Корневой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпенко Н.Н. о признании незаконным Постановления Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 № 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" в части,

установил:

Карпенко Н.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным Постановления Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 № 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" с изменениями и дополнениями в редакции от 21.12.2011 года в части результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Челябинской области: раздела "Копейский городской округ": пункта 4064 в отношении земельного участка с кадастровым номером **** и цифрой "****" и недействующей строкой со дня принятия.
В обоснование требований указал, что оспариваемый нормативный акт нарушает его права и свободы, поскольку не предоставляет возможности произвести расчет арендной платы, взысканной решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 16.12.2013 г., с применением рыночной стоимости, установленной решением Советского районного суда г. Челябинска от 24.01.2014 г. Оспариваемый показатель утвержден с нарушением порядка проведения государственной кадастровой оценки земель, установленного федеральным законодательством, кадастровая стоимость завышена, установлена произвольно и экономически необоснованна.
В судебном заседании заявитель Карпенко Н.Н. участие не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Разваляевой Т.В.
Представитель заявителя Карпенко Н.Н. - Разваляева Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала. Пояснила, что оспариваемое заявителем постановление противоречит пункту 8 Постановления Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 года "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", согласно которому в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Правительства Челябинской области Матвеева Ю.Ю. требования не признала. Представила письменный отзыв, в котором указала, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и с соблюдением порядка проведения государственной кадастровой оценки.
Выслушав объяснения представителей заявителя Разваляевой Т.В., заинтересованного лица - Матвеевой Ю.Ю., заключение прокурора прокуратуры Челябинской области Корневой Н.П., полагавшей, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителя, проверив оспариваемое нормативное положение на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соглашаясь с заключением прокурора, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года № 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам); средний уровень стоимости кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам (городским округам).
Постановление Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года № 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" опубликовано в печатном издании "Южноуральская панорама" № 237, 29.09.2011 г. (спецвыпуск). Данное постановление на момент рассмотрения дела действует в редакции постановления от 20.08.2014 № 426-П, которое опубликовано в печатном издании "Южноуральская панорама", № 129, 28.08.2014.
Судом установлено, что Карпенко Н.Н. на основании договора аренды, находящегося в государственной собственности, земельного участка № **** от 08.09.2011 г., и договора цессии от 28.02.2012 г. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв. м, расположенный по адресу: ****, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для завершения строительства торгово-досугового комплекса. Согласно представленному Расчету платы за аренду земли по договору № **** от 08.09.2011 г. с 01.05.2012 по 31.12.2012 расчет арендной платы производится на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам функционального использования в разрезе оценочных кварталов, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 № 284-П.
Постановлением от 17.08.2011 № 284-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Челябинской области, согласно которым по Копейскому городскому округу с порядковым номером пункта 4047 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** утверждена в размере **** рублей.
Согласно пп. "в" и "к" ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые законы и иные "нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 66 ЗК РФ (в редакции на момент начала процедуры оценки) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель; государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ) по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 1, 4, 10, 11).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215 (далее - Административный регламент).
Проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов является полномочием Роснедвижимости, осуществляемым в процессе проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель (пп. 9.8 - 9.12 Административного регламента).
Проверка отчета производится Роснедвижимостью до утверждения результатов кадастровой оценки земельных участков органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом территориальное управление Роснедвижимости представляет органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения именно те результаты кадастровой оценки, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена проверка и которые в качестве результатов, согласованных Роснедвижимостью, направлены после проверки в территориальное управление Роснедвижимости для представления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 9.9 Административного регламента).
В соответствии с п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Согласно абзацу третьему п. 9.9 Административного регламента, сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ территориальным управлением Роснедвижимости в виде проекта акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 15 статьи 2 Закона Челябинской области от 28.04.2011 № 120-ЗО "О земельных отношениях" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по городскому округу и муниципальному району отнесено в полномочиям Правительства Челябинской области.
В ходе разбирательства по делу установлено, что работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Челябинской области были начаты до принятия Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
25 декабря 2009 г. по результатам конкурса Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) заключен государственный контракт с Федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - "ФГУП "ФКЦ "Земля") на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в том числе Челябинской области.
5 марта 2011 г. "ФГУП "ФКЦ "Земля" составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Челябинской области.
С 30 марта 2011 года по 19 апреля 2011 года данный отчет проверялся Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на предмет соответствия Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, нарушений не выявлено.
20 апреля 2011 акт проверки с обобщенными результатами государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии направлен в Управление Росреестра по Челябинской области.
28 июля 2011 г. Управление Росреестра по Челябинской области Губернатору Челябинской области направило проект постановления нормативного правового акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 1 января 2010 г. для их утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, установлено, что проверка отчета исполнения работ по кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации на соответствие Методике осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), на которую возложены полномочия по осуществлению контроля за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; Отчет прошел проверку Росреестра - единственного уполномоченного федерального органа исполнительной власти, компетентного осуществлять проверку правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель и получил положительное заключение. Орган же исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае Правительство Челябинской области, лишь утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель, проверенные Росреестром и признанные им соответствующими правилам проведения и Методике.
Правительством Челябинской области утверждены те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена проверка и в отношении которых принято решение о соответствии отчета установленной Методике и действовавшему законодательству.
Следовательно, процедура принятия постановления от 17.08.2011 № 284-П не нарушена. Результаты кадастровой оценки земель утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной федеральным законодательством.
При внесении изменений в постановление от 17.08.2011 № 284-П государственная кадастровая оценка земель не производилась и оспариваемая правовая норма не изменялась.
В связи с вышеизложенным, у суда отсутствуют основания полагать, что оспариваемая часть постановления от 17.08.2011 № 284-П противоречит федеральному законодательству.
Проверка доводов заявителя о нарушении государственной кадастровой оценки земель, отраженной в Отчете ФГУП "ФКЦ "Земля" от 05.03.2009 г., в связи с нарушением правил зонирования выходит за рамки судебного нормоконтроля, осуществляемого судом в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Представленные заявителем карта, градостроительного зонирования территории Копейского городского округа, схема границы зон с особыми условиями использования территории и карта зонирования территории (без указания наименования территории) не подтверждают доводы заявителя о нарушении правил зонирования земельного участка, находящегося в его пользовании.
Суд полагает ошибочными доводы заявителя о том, что признание незаконным оспариваемого им постановления предоставит ему возможность произвести перерасчет арендной платы земельного участка по следующим основаниям.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 24 января 2014 года, вступившим в законную силу 01.03.2014 г., по заявлению Карпенко Н.Н. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** равной рыночной в размере **** рублей по состоянию на 1 января 2010 года. При принятии решения суд исходил из нарушения прав заявителя установлением кадастровой стоимости участка в размере **** руб. оспариваемым постановлением от 17.08.2011 г. № 284-П. Из пояснений представителя заявителя Разваляевой Т.В., данных в судебном заседании, следует, что названное решение суда на момент рассмотрения настоящего дела исполнено, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения по данному участку о размере кадастровой стоимости равном рыночной. Следовательно, установленный оспариваемым постановлением, размер кадастровой стоимости участка **** руб. является "архивным" и не нарушает права заявителя. Удовлетворение же его требований о признании незаконным нормативного правового акта со дня его принятия в соответствии с положениями 392 ГПК РФ будет являться новым обстоятельством по гражданскому делу № 2-289/14, по которому суд принял решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равном рыночной стоимости, и основанием для пересмотра решения суда по новым обстоятельствам.
Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 16 декабря 2013 года с Карпенко Н.Н. в пользу Муниципального образования "Копейский городской округ" в лице Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа взыскана задолженность по арендной плате за пользование земельным участком с кадастровым номером **** за период с 15.05.2012 по 01.06.2013 и пени, всего **** руб. В удовлетворении встречного иска Карпенко Н.Н. о возложении на Муниципальное образование "Копейский городской округ" в лице Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа обязанности произвести перерасчет размера арендной платы по договору аренды № **** от 07.09.2011 г. за период с 15.05.2012 по 01.01.2013, применив кадастровую стоимость земельного участка равную его рыночной стоимости в размере **** руб. отказано. В силу положений ст. ст. 13, ст. 210 ГПК РФ данное решение является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации с момента вступления его в законную силу.
Из представленного заявителем договора аренды № **** от 08.09.2011 следует, что его условиями арендатору не предоставлено право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы, а у арендатора отсутствует обязанность произвести перерасчет арендной платы за период, предшествующий изменению размера кадастровой стоимости земельного участка. Вместе с тем, арендатору предоставлено право передачи прав другим лицам и досрочного освобождения участка (пункты 4.3.2, 4.4.6 договора).
Кроме того, на момент заключения Карпенко Н.Н. договора цессии 28.02.2012 г. оспариваемое постановление было опубликовано (29.09.2011 г.), и кадастровая стоимость земельного участка была утверждена в размере **** руб., размер арендной платы рассчитывался с учетом удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам функционального использования в разрезе оценочных кварталов, что свидетельствует о том, что на момент заключения указанного договора, заявитель считал, что установление в указанном размере кадастровой стоимости участка, в отношении которого им заключен договор, его права не нарушает.
Таким образом, судом установлено, что размер арендной платы рассчитывается не из размера кадастровой стоимости участка, установленной оспариваемой заявителем правовой нормой, а из удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам функционального использования в разрезе оценочных кварталов.
Незаконность оспариваемой правовой нормы заявителем не обоснована, а судом данное обстоятельство при рассмотрении его требований не установлено.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемая заявителем часть нормативного правового акта не нарушает его права и отсутствуют основания для признания недействующей со дня принятия.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Доводы Карпенко Н.Н. о признании оспариваемой правовой нормы недействующей в связи с ее противоречием статье 55 Конституции Российской Федерации не подлежат проверке Челябинским областным судом, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", части 3 статьи 251 ГПК РФ проверка конституционности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации отнесена к исключительной компетентности Конституционного Суда Российской Федерации и не может осуществляться областным судом в порядке гражданского судопроизводства.
В силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворений заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Карпенко Н.Н. в удовлетворении заявления о признании незаконным Постановления Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. № 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" с изменениями и дополнениями в редакции от 21.12.2011 года в части результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Челябинской области: раздела "Копейский городской округ": пункта 4064 в отношении земельного участка с кадастровым номером **** и цифрой "****" и недействующей строкой со дня принятия - отказать.
Решение может быть обжалованной в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Челябинский областной суд.

Председательствующий
Г.В.СВИНЦОВА


------------------------------------------------------------------