Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Челябинской городской Думы от 26.05.2015 N 9/1 "О ежегодном отчете Главы города Челябинска о результатах его деятельности в 2014 году"



ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2015 г. № 9/1

О ежегодном отчете Главы города Челябинска
(Председателя Челябинской городской Думы)
о результатах его деятельности в 2014 году

На основании Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава города Челябинска Челябинская городская Дума первого созыва
РЕШАЕТ:

1. Принять к сведению ежегодный отчет Главы города Челябинска (Председателя Челябинской городской Думы) С.И. Мошарова о результатах его деятельности в 2014 году (приложение) и признать его деятельность удовлетворительной.

2. Рекомендовать руководителю аппарата Челябинской городской Думы Ю.В. Чанову разместить ежегодный отчет Главы города Челябинска (Председателя Челябинской городской Думы) С.И. Мошарова о результатах его деятельности в 2014 году на официальном сайте Челябинской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.chelduma.ru).

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

Глава города Челябинска
(Председатель городской Думы)
С.И.МОШАРОВ





Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 26 мая 2015 г. № 9/1

ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВЫ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
(ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ)
ЗА 2014 ГОД

1. Полномочия Главы города Челябинска (Председателя Челябинской городской Думы)
Полномочия Главы города Челябинска (Председателя Челябинской городской Думы) (далее - Главы города) осуществляются от имени муниципального образования "город Челябинск" через официальное взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, гражданами и организациями.
Реализация полномочий - это итог труда всех подразделений и служб Челябинской городской Думы по основным направлениям деятельности, в которой главной задачей считается работа, направленная на повышение уровня жизни горожан. Роль Главы города является определяющей как официального лица, представляющего Челябинск в отношениях с органами власти, гражданами и организациями, как руководителя, обладающего ресурсами для инициации актуальных для города проектов и решений.
2. Взаимодействие с органами местного самоуправления других муниципальных образований, межмуниципальное сотрудничество
2.1. Ассоциации межмуниципального сотрудничества
Глава города ведет работу в ассоциациях межмуниципального сотрудничества и является:
- Председателем Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийский Совет местного самоуправления" (ВСМС);
- Президентом Ассоциации "Города Урала";
- Президентом Союза российских городов (СРГ);
- членом Правления Ассоциации "Международная ассамблея столиц и крупных городов" (МАГ);
- членом Правления Совета муниципальных образований Челябинской области;
- членом совета по вопросам развития Местного самоуправления при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
По линии межмуниципального сотрудничества в 2014 году С.И. Мошаров принял участие в мероприятиях Ассоциаций, ориентированных на обсуждение и определение путей решения проблем местного самоуправления (всего - 8 мероприятий). В том числе:
- заседание палаты городских округов Совета муниципальных образований Челябинской области (февраль 2014, Копейск). В заседании принял участие исполняющий обязанности Губернатора Челябинской области Б.А. Дубровский. На рассмотрение Совета были вынесены актуальные для большинства южноуральских городов вопросы, в том числе принятие Правил благоустройства, способы переработки и утилизации твердых бытовых отходов, а также реализация проекта по переселению граждан из ветхо-аварийного жилья;
- Рабочая группа ВСМС в Государственной Думе ФС РФ (февраль 2014, Москва). Заседание прошло под председательством первого заместителя руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе В.С. Тимченко. Обсуждались предложения по совершенствованию системы местного самоуправления, поступившие от представителей муниципальных образований, экспертов;
- Правление Союза Российских городов (март 2014, Москва). Рассматривались вопросы реализации поручений Президента РФ в части совершенствования местного самоуправления, совершенствования жилищного, земельного и градостроительного законодательства в целях формирования рынка доступного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда. В числе ключевых тем - модели управления городскими агломерациями и механизмы межмуниципального взаимодействия, предложенные рабочей группой СРГ;
- Общее собрание Союза Российских городов (апрель 2014, Ростов-на-Дону). Главным событием общего собрания стала научно-практическая конференция, посвященная роли местного самоуправления в развитии государства и общества. Отдельная тема выступлений была посвящена вопросам создания и развития агломераций;
- Координационный совет Ассоциации "Города Урала" (апрель 2014, Челябинск). В заседании приняли участие руководители уральских городов - Кургана, Тюмени, Орска, Сургута, Нягани и других. Предложения по вопросам регулирования местного самоуправления, подготовленные в рамках заседания, направлены в Государственную Думу и Совет Федерации;
- Общее собрание Ассоциации "Города Урала" (июнь 2104, Челябинск). Участниками из Екатеринбурга, Челябинска, Кургана, Ханты-Мансийска, Тюмени, Перми, Сургута и других городов обсуждалась практика реализации реформы местного самоуправления в городах Уральского региона, а также перспективы реализации пилотного проекта Челябинской агломерации. С.И. Мошаров представил доклад о ходе реализации реформы местного самоуправления в городе Челябинске;
- Координационный совет Союза представительных органов местного самоуправления муниципальных образований РФ (октябрь 2014, Магнитогорск). В свете поручений Президента РФ В.В. Путина по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 5 августа 2014 года в повестку дня были внесены вопросы развития системы социальной защиты граждан пожилого возраста. Также участники обсудили опыт работы органов местного самоуправления Магнитогорска и организаций различных форм собственности по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста;
- Правление Союза Российских городов (ноябрь 2014, Москва). Глава Челябинска С.И. Мошаров большинством голосов избран Президентом данной ассоциации.
2.2. Мероприятия федерального уровня в рамках реформы МСУ
После принятия в мае 2014 года Федерального закона № 136-ФЗ Глава города принял участие в мероприятиях федерального уровня, посвященных, в том числе, реформе местного самоуправления (всего - 7 мероприятий):
- телемост между городами Москва, Челябинск Самара, Псков (май 2014). Обсуждение законопроекта о реформе местного самоуправления с участием Председателя Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления В.Б. Кидяева, Председателя Всероссийского Совета органов местного самоуправления В.С. Тимченко и других экспертов;
- круглый стол "Закон о местном самоуправлении: новый механизм взаимодействия регионов и федерального центра" (июнь 2014, Москва). В числе участников дискуссии - первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе В.С. Тимченко, заместитель председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству П.Р. Качкаев, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас. Наиболее актуальные вопросы обсуждения: реализация Федерального закона № 136-ФЗ и его влияние на качество работы муниципалитетов; положительные и отрицательные стороны измененной системы выборов Главы и депутатов представительных органов муниципальных образований; проблемы реализации правовых норм и др.;
- заседание Совета по местному самоуправлению при Государственной Думе ФС РФ (июль 2014, Москва). В заседании принимали участие Председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин и Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления В.Б. Кидяев. Участники заседания рассмотрели вопросы распределения полномочий между регионами и муниципалитетами. С.И. Мошаров представил предложения о разграничении полномочий и формировании бюджетов внутригородских районов;
- заседание Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе по вопросам развития местного самоуправления (октябрь 2014, Екатеринбург). Основной вопрос повестки дня - "Обеспечение информационной безопасности в органах государственной власти и местного самоуправления". Приняты рекомендации и предложения по распространению эффективных подходов к обеспечению информационной безопасности;
- окружной семинар для руководителей региональных исполнительных комитетов Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Центральном Федеральном округе (октябрь 2014, Ярославль). С.И. Мошаров выступил с докладом о новом механизме формирования представительных органов города на примере города Челябинска;
- совместное заседание палат Федерального Собрания Российской Федерации (декабрь 2014, Москва). Заседание было посвящено ежегодному Посланию Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию. На мероприятие были приглашены десять Глав муниципалитетов, в их числе и Глава Челябинска С.И. Мошаров;
- заседание при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по местному самоуправлению (декабрь 2014, Москва). Обсуждалась тема "Перспективное направление совершенствования форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации". Глава города С.И. Мошаров выступил с докладом "Самоорганизация граждан как инструмент развития гражданского общества".
Необходимо отметить, что город Челябинск стал первым городом, приступившим к реализации реформы местного самоуправления на практике. В этом контексте поездки Главы и его выступления на различных мероприятиях имеют большое значение не только с точки зрения обмена опытом между муниципалитетами, но и (что особенно важно) с точки зрения дальнейшего усовершенствования федерального законодательства.
2.3. Вопросы стратегического развития
В 2014 году город Челябинск в лице Главы города был представлен на нескольких площадках, актуальных с точки зрения стратегического развития городов. В том числе:
- Межрегиональный форум "Современный город: новое качество жизни" (сентябрь 2014, Челябинск). Форум проходил при поддержке Главы региона Б.А. Дубровского. Организаторами выступили Челябинская городская Дума, Союз российских городов, Общественная палата города Челябинска, Конгрессно-выставочный центр "Урал". В мероприятии приняли участие эксперты из Москвы, Самары, Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Общее количество участников - более 200 человек.
Ключевой вопрос форума касался перспектив развития и проблем городских агломераций. Помимо презентаций проектов агломераций нескольких крупных городов, на мероприятии были подписаны учредительный договор и решение о создании Ассоциации "Координационный совет муниципальных образований Челябинской агломерации". В состав Челябинской агломерации вошли два городских округа (Челябинский и Копейский) и пять муниципальных районов (Сосновский, Еманжелинский, Еткульский, Коркинский и Красноармейский);
- XIII Общероссийский Форум "Стратегическое планирование в регионах и городах России" (октябрь 2014, Санкт-Петербург). Одна из основных тем Форума - презентация и обсуждение пилотных проектов агломераций, реализуемых в России в течение последних лет.
Глава города С.И. Мошаров представил пилотный проект "Челябинской агломерации". Важной составляющей пилотного проекта является определение места Челябинской агломерации в системе государственного стратегического и территориального планирования. Долгосрочная стратегия развития Челябинска затрагивает различные сферы деятельности города и в конечном итоге направлена на устойчивый социально-экономический рост и повышение уровня жизни жителей. Аналогичные цели преследует и реализация проекта агломерации, от которого ожидается получить такие экономические эффекты, как повышение инвестиционной привлекательности, экономия бюджетных средств при создании межмуниципальных объектов инженерной и социальной инфраструктуры; развитие существующей между городами транспортной инфраструктуры и др.
- Первый Всероссийский экспертный форум "Современный муниципалитет. Лучшие практики развития" (ноябрь 2014, Москва). В процессе обмена опытом С.И. Мошаров выступил с докладом "Пилотные проекты по развитию городских агломераций - инструмент развития института местного самоуправления";
- IV Московский урбанистический форум (декабрь 2014, Москва) - международная конференция экспертов в области градостроительства, архитектуры, экономики и стратегического планирования городов. Участники форума - мэры городов из разных стран: Сингапура, Тель-Авива, Бангкока, Будапешта, Мунбаи, Анкары; главы крупнейших российских городов: Челябинска, Казани, Владивостока, Ростова-на-Дону, Уфы и др. С.И. Мошаров принял участие в пленарном заседании "Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен" и в работе сессии "Эффект масштаба", где рассматривались примеры успешного развития городов-миллионников и крупных областных центров.
2.4. Приграничное сотрудничество
С целью обмена опытом и обсуждения проблем муниципалитетов Глава города принял участие в двух международных мероприятиях:
- круглый стол, посвященный вопросам приграничного сотрудничества и формирования городских агломераций (август 2014, Курган). В числе участников - представители СРГ, ассоциации "Города Урала", Правового управления аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Обсуждались проблемы и перспективы сотрудничества российских городов с приграничными странами и с Республикой Казахстан, в частности;
- визит делегации Челябинской области в Костонайскую область, Республика Казахстан (ноябрь 2014, Костанай). Глава города С.И. Мошаров выступил с докладом на круглом столе "Приграничное сотрудничество на уровне муниципалитетов". В ходе дискуссии рассматривались проблемы и перспективы сотрудничества российских городов с Республикой Казахстан, была отмечена необходимость доработки и принятия Федерального закона о приграничном сотрудничестве.
2.5. Международные и межмуниципальные соглашения
В марте 2014 года состоялась встреча Главы города с представителями бельгийской компании "Prefarails", в декабре 2014 года - встреча с Генеральным Консулом Венгрии в Екатеринбурге Шандор Молнари. На встрече обсуждались вопросы взаимодействия в различных сферах: бизнесе, образовании, культуре, а также направления и возможности взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, инвестиций, энергоэффективности и транспортного обслуживания.
В феврале 2014 года делегация Челябинска во главе с Главой города посетила с официальным визитом Ханты-Мансийск. В состав делегации вошли депутаты городской Думы, президент ЮУТПП, представители крупного бизнеса Челябинской области, руководители предприятий коммунального комплекса, директора строительных компаний. В рамках визита подписано Соглашение о муниципальном сотрудничестве между Челябинском и Ханты-Мансийском.
3. Взаимодействие с общественными организациями, гражданами, политическими партиями
3.1. Общественная палата города Челябинска
Общественная палата была сформирована по инициативе Главы города и приступила к работе 16 декабря 2011 года. Основная задача Палаты - привлечь челябинцев к участию в решении вопросов местного значения, обеспечить согласование интересов населения города Челябинска, организаций и органов местного самоуправления.
Перечень компетенций Палаты включает: проведение общественных экспертиз проектов муниципальных правовых актов; выдвижение гражданских инициатив; участие в обсуждении Стратегии социально-экономического развития города; выработку рекомендаций органам местного самоуправления при определении приоритетов в области поддержки общественных объединений и иных объединений граждан РФ, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества. Заключения Палаты носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления.
В течение 2014 года рабочими группами Общественной палаты проведена общественная экспертиза и подготовлены заключения по проектам решений Челябинской городской Думы. В том числе: "Об исполнении бюджета города Челябинска за 2013 год", "О бюджете города Челябинска на 2015 и на плановый период 2016 - 2017 годов", "О внесении изменений в Устав города Челябинска". Все заключения утверждены на пленарных заседаниях Общественной палаты и переданы на рассмотрение в соответствующие органы муниципальной власти. Содержание заключений по Уставу города, отчету по исполнению бюджета и бюджетному плану было озвучено представителями Палаты в докладах на публичных слушаниях.
Членами Общественной палаты организовано и проведено 4 круглых стола, на которых обсуждались: современные подходы к благоустройству дворовых территорий, пути взаимодействия власти и предпринимательского сообщества; перспективы развития Челябинской агломерации и другие. В работе круглых столов принимали участие представители исполнительной власти регионального и городского уровней, депутаты Челябинской городской Думы, представители научного и предпринимательского сообществ города, средств массовой информации, общественных организаций.
Продолжилась реализация проекта "Общественное обсуждение стратегических направлений развития города Челябинска", который реализуется при поддержке Главы города и городской Думы. Целью проекта является формирование сценариев будущего Челябинска в рамках открытого публичного диалога общества, власти и бизнеса, привлечение к реализации Стратегии развития Челябинска общественных институтов.
В рамках проекта в сентябре 2014 года состоялся Межрегиональный форум "Современный город: новое качество жизни". Одним из ярких мероприятий Форума стала одноименная выставка, посвященная современным тенденциям и наукоемким технологиям в сфере градостроительства. В выставке приняли участие более 60 предприятий из Казахстана, Тюмени, Новосибирска, Курганской области, Москвы и других городов.
3.2. Работа по обращениям
Глава города регулярно проводит приемы граждан в Челябинской городской Думе и Региональной общественной приемной Председателя Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Кроме того, в его адрес поступают письменные обращения не только от граждан, но и от организаций.
В 2014 году в ответ на обращения оказана помощь: жильцам 78 домов города (благоустройство придомовых территорий, ремонт); 23 школам (ремонт, обеспечение оборудованием и инвентарем, проведение мероприятий); музею Уральских лыжных батальонов, открытому на базе школы олимпийского резерва по лыжным видам спорта № 5 (закупка оборудования); гроссмейстерской школе Евгения Свешникова (проведение мастер-классов).
4. Нормотворчество, законодательные инициативы
4.1. Реформа местного самоуправления
В 2014 году Челябинский городской округ стал пионером муниципальной реформы. Процесс реформирования местного самоуправления был сложным и многоступенчатым.
Изменения в федеральном и региональном законодательстве:
Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ввели новые типы муниципальных образований - внутригородские районы и городские округа с внутригородским делением.
Органы государственной власти Челябинской области приняли решение первыми приступить к реализации реформы на территории города Челябинска. В связи с этим Законодательное Собрание Челябинской области направило в Челябинскую городскую Думу предложение о проведении публичных слушаний.
Публичные слушания состоялись 4 июня 2014 года. Большинство участников проголосовали за необходимость преобразовать Челябинск в городской округ с внутригородским делением и образовать в его составе внутригородские районы в качестве самостоятельных муниципальных образований.
На основании мнения населения, выявленного на публичных слушаниях, Законодательное Собрание Челябинской области в кратчайшие сроки разработало и уже 10 июня 2014 года приняло три важнейших областных закона, которые и положили начало реформе на территории Челябинска:
- Закон Челябинской области № 703-ЗО от 10.06.2014 "Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе";
- Закон Челябинской области № 704-ЗО от 10.06.2014 "О внесении изменений в приложение к Закону Челябинской области "О наименованиях органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Челябинской области";
- Закон Челябинской области № 706-ЗО от 10.06.2014 "О статусе и границах Челябинского городского округа и внутригородских районов в его составе".
Принятыми правовыми актами установлено, что местное самоуправление в Челябинском городском округе осуществляется также на территориях семи внутригородских районов. Законами установлены границы вновь созданных муниципальных образований, а также их наименования.
Определены:
- порядок выборов депутатов Челябинской городской Думы из представительных органов внутригородских районов и их численный состав;
- способ избрания Главы Челябинска из состава Челябинской городской Думы, срок полномочий представительных органов;
- установлены порядок и сроки формирования местных администраций, сроки избрания глав муниципальных образований и назначения глав администраций районов.
Выборы депутатов, Глав внутригородских районов и Главы города:
14 сентября 2014 года жители города Челябинска избрали 170 своих представителей в районные Советы.
Избранные депутаты уже к 20 сентября 2014 года определили председателей районных Советов (Глав районов), а к 10 октября 2014 года состав своего представительства в городской Думе. Численность городской Думы составила 49 депутатов.
14 октября 2014 года на заседании Челябинской городской Думы первого созыва был избран Глава города (Председатель городской Думы) С.И. Мошаров.
Таким образом, в октябре 2014 года депутаты районных Советов и Челябинской городской Думы приступили к исполнению своих полномочий.
Разграничение полномочий и принятие бюджетов:
Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ субъекты РФ были наделены полномочиями по установлению дополнительных вопросов местного значения внутригородским районам, а также правами по перераспределению полномочий между городом и районами.
Перед органами государственной власти Челябинской области была поставлена сложная задача - в кратчайшие сроки проанализировать все муниципальные полномочия, установленные различными отраслевыми законами, в целях решения вопросов местного значения.
Такой анализ был необходим для того, чтобы определить, какой объем полномочий уже в 2015 году готовы исполнять внутригородские районы по вопросам местного значения, установленным для них Федеральным законом. Поскольку исполнение полномочий невозможно без финансирования и, соответственно, без принятия районных бюджетов, к подготовке итогового решения были привлечены различные комитеты Законодательного Собрания ЧО и комиссии Челябинской городской Думы.
29 ноября 2014 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, позволяющие определять представительный орган (города или района), которому предоставлено право установления налогов.
Реакция областного законодателя была незамедлительной - 18 декабря 2014 года областными депутатами были приняты Законы Челябинской области:
- № 97-ЗО "О разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов";
- № 72-ЗО "О разграничении полномочий между представительным органом городского округа с внутригородским делением и представительными органами внутригородских районов по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов".
Согласно Закону ЧО от 18.12.2014 № 72-ЗО, полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительным органом городского округа с внутригородским делением.
Оперативность, проявленная областными законодателями, позволила органам местного самоуправления своевременно принять бюджеты города Челябинска и семи внутригородских районов.
Важно отметить, что областные депутаты активно привлекали к работе по разграничению полномочий как городских и районных депутатов, так и представителей Администрации города Челябинска. Таким образом, в областном законе были реализованы пожелания и региональных властей, и представителей местного самоуправления, которым предстояло исполнять эти полномочия.
Нормативные муниципальные правовые акты и формирование исполнительных органов местного самоуправления внутригородских районов:
Параллельно с законотворческой работой представительные органы города и районов вели активную нормотворческую деятельность: за короткий период времени было принято большое количество нормативных муниципальных правовых актов, без которых существование внутригородских районов не было бы возможно. Это Уставы, Бюджеты, Регламенты, Положения о муниципальных правовых актах.
В это же время формировались исполнительные органы местного самоуправления районов, без которых исполнение полномочий, как собственно и реализация реформы, также не представлялась возможным.
Федеральный и областной законы установили достаточно сложный механизм формирования исполнительного органа местного самоуправления районов и избрания Глав местных администраций. В соответствии с законодательством, право формирования исполнительного органа власти местного самоуправления предоставлено Главе Администрации района. Для назначения Главы Администрации района необходимо сформировать комиссию, половина которой назначается Главой Администрации города.
23 декабря 2014 года на заседании городской Думы при соблюдении последовательности мероприятий был назначен Глава Администрации города Челябинска. После чего были сформированы конкурсные комиссии в целях отбора кандидатур для назначения Глав Администраций внутригородских районов.
Передача части вопросов местного значения городского округа на районный уровень:
В феврале 2015 года Законодательным Собранием Челябинской области была создана рабочая группа по проведению мониторинга вопросов местного значения городского округа в целях передачи их части на районный уровень и подготовке соответствующих законов субъекта.
12 марта 2015 года приняты Законы Челябинской области:
- № 134-ЗО "О внесении изменений в Закон Челябинской области "О разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов";
- № 138-ЗО "О закреплении за внутригородскими районами в составе Челябинского городского округа некоторых вопросов местного значения городского округа".
В соответствии с Законом ЧО от 12.03.2015 № 138-ЗО, за районами закреплены следующие вопросы местного значения городского округа:
1) организация в границах района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
2) осуществление муниципального земельного контроля в границах района;
3) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах района;
4) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах района;
5) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в районе;
6) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории района;
7) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
8) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории района;
9) осуществление мер по противодействию коррупции в границах района;
10) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
11) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Изменения в структуре городской Думы:
Изменение механизма формирования Челябинской городской Думы и увеличение количества депутатов повлекло за собой корректировку структуры Думы. А именно:
- в новом созыве первый заместителя Председателя городской Думы работает не на освобожденной, а на постоянной основе;
- выделены две должности заместителя Председателя городской Думы с разделением сфер ответственности: 1) взаимодействие с органами государственной власти и 2) работа с общественностью и предпринимательским сообществом;
- вопросы местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества и вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения выделены в два отдельных блока, которые курируют две отдельные Комиссии.
Соответствующие изменения внесены в Устав города (решение от 18.11.2014 № 2/3) и в Регламент Челябинской городской Думы (решение от 20.01.2015 № 5/1).
4.2. Заседания городской Думы и примеры депутатских инициатив
В 2014 году под руководством Главы города Челябинская городская Дума провела 11 заседаний, на которых было принято 178 решений. Из них 87 решений внесены в нормативную правовую базу местного самоуправления города Челябинска.
В соответствии с Законом Челябинской области от 25.11.2008 № 329-ЗО в Правительство Челябинской области представлялась информация, подлежащая включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Челябинской области.
Внесенные проекты решений, предложения, вопросы предварительно рассматривались на заседаниях постоянных депутатских комиссий и рабочих групп.
Ниже приведены наиболее важные инициативы Главы города и депутатов по решению вопросов местного значения в области благоустройства, градостроительства, землепользования, транспортного обслуживания и др.
Благоустройство:
В 2014 году Челябинской городской Думой было принято несколько важных решений, направленных на повышение качества благоустройства и обеспечение муниципального контроля в данной сфере.
Внесены изменения в Правила благоустройства территории города Челябинска (решение ЧГД от 25.03.2014 № 50/14). В рамках изменений исполнены требования Советского районного суда города Челябинска об исключении обязательности содержания и благоустройства прилегающих к объектам различных сфер деятельности прилегающих территорий. С внесением поправок в Правилах четко установлена добровольная основа заключаемых социально ответственными субъектами хозяйственной деятельности договоров на благоустройство и содержание прилегающих к их объектам недвижимости территорий общего пользования.
Кроме того, Правила благоустройства:
- дополнены понятием "элементы благоустройства", что позволит расширить перечень противоправных действий в части повреждения объектов благоустройства и, тем самым, повлечет увеличение количества привлечений к административной ответственности нарушителей в сфере благоустройства по статье 3 Закона Челябинской области № 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области";
- уточнены в части установления срока вывоза спила зеленых насаждений с улиц второстепенного значения и иных территорий - в течение суток;
- скорректированы в части исключения норм об обязанности владельцев сетей и линий связи размещать данные инженерные коммуникации только подземным способом и др.
Внесены изменения в решение Челябинской городской Думы от 31.10.2012 № 38/1 "Об учреждении Управления благоустройства города Челябинска и утверждении Положения о нем" (решение от 02.09.2014 № 54/18). Данное решение было принято с целью закрепления за Управлением благоустройства города Челябинска функций органа, осуществляющего муниципальный контроль в сфере благоустройства. Внесенные поправки позволят:
- проводить мероприятия по контролю за соблюдением физическими и юридическими лицами требований в сфере благоустройства на основании ежегодных планов проверок,
- осуществлять внеплановые проверки по обращениям заявителей, составлять предписания для устранения выявленных нарушений,
- привлекать к ответственности лиц, не исполнивших в срок мероприятия по предписаниям, и т.д.
Принятие поправок и реализация Управлением благоустройства закрепленных за ним полномочий должны способствовать усилению контроля соблюдения требований в сфере благоустройства, предупреждению нарушений и оперативному устранению нарушителями последствий противоправных действий, сокращению наносимого объектам благоустройства ущерба от действия третьих лиц и т.д.
Утверждены Правила производства земляных работ и работ, влекущих нарушение благоустройства и (или) природного ландшафта на территории города Челябинска (решение ЧГД от 05.08.2014 № 53/18). Правила устанавливают единые требования:
- к организации проведения земляных работ, влекущих нарушение благоустройства, в части разработки исходной документации, согласования условий производства работ, получения, продления, аннулирования и закрытия ордера (разрешения) на их выполнение, ограждения зоны производства работ для обеспечения безопасности окружающих, определения условий проведения работ в аварийной ситуации и т.д.;
- к планированию отдельных видов работ (прокладка, замена коммуникаций) для сохранения уже отремонтированных дорожных покрытий и объектов благоустройства;
- к перечню документов, необходимых для получения ордера (разрешения) на производство работ в зависимости от их вида;
- по контролю восстановления благоустройства, нарушенного в ходе производства работ (сроки, объемы, качество) и т.д.
Основная работа (6 заседаний специально созданной рабочей группы) по разработке Правил производства земляных работ... проведена в 2013 году. В отчетном периоде на итоговом заседании рабочей группы принято решение о согласовании проекта с надзорными органами (прокуратурой, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области) с дальнейшим принятием новой редакции Правил.
В целом в ходе работы проанализировано более 300 предложений, поступивших от 15 субъектов - депутатов городской Думы, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций в сфере дорожного хозяйства, озеленения, архитектуры, строительства, жилищно-коммунального обслуживания населения, надзорных органов - УФАС по Челябинской области, прокуратуры города Челябинска и др.
Утвержденные Правила производства земляных работ... позволили существенного расширить требования Правил благоустройства в части раздела VII "Организация производства земляных работ и работ, влекущих нарушение благоустройства и (или) природного ландшафта" (решение городской Думы от 23.12.2014 № 4/25).
В частности, изменен механизм получения, продления, закрытия ордеров-разрешений на производство земляных и иных работ, влекущих нарушение благоустройства (разрытие земляного покрова, нарушение асфальтового покрытия, перенос малых архитектурных форм и других элементов благоустройства городской среды). Приемка работ по восстановлению нарушенного благоустройства будет производиться путем комиссионного обследования с участием контрольных органов, заинтересованных лиц и составлением акта восстановленного благоустройства.
Принятые поправки позволят систематизировать работу по выдаче разрешений на производство земляных работ по единой схеме и с одинаковыми требованиями через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Наружная реклама:
В 2014 году городской Думой совместно с Администрацией города велась активная работа по совершенствованию нормативной правовой базы, определяющей порядок распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске.
Утверждена новая редакция Положения о порядке организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Челябинска (решение городской Думы от 25.03.2014 № 50/11).
Новая редакция предусматривает только одну форму проведения торгов - аукцион и определяет порядок оплаты права на заключение договора, цена которого определяется по результатам аукциона. Кроме того, внесены изменения, предусматривающие заключение договоров на размещение рекламных конструкций на недвижимом муниципальном имуществе только с согласия Комитета по управлению имуществом и земельных отношений города Челябинска и организаций, обладающими правами управления муниципальным имуществом, с последующим информированием Комитета о факте заключения договора.
В ответ на обращения предпринимателей о смягчении запрета на установку (на плоскости зданий, строений) рекламных конструкций, выполненных в виде настенных панно, депутатами городской Думы приняты следующие меры:
- введено определение настенного панно (брандмауэра) как вида рекламной конструкции;
- в целях сохранения внешнего архитектурного облика города предусмотрено ограничение по размещению панно на частях фасада, содержащих архитектурно-конструктивные элементы, а также по всей ширине фасада на территории исторического центра города и других гостевых маршрутах.
Транспортное обслуживание:
Начиная с 2010 года транспортное обслуживание населения города Челябинска осуществлялось исходя из Концепции развития транспортной отрасли..., утвержденной городской Думой (решение ЧГД 02.09.2010 № 16/59). За этот период была сформирована нормативная правовая база, регулирующая вопросы транспортного обслуживания на маршрутах регулярных перевозок, в том числе порядок проведения торгов по выбору перевозчиков. В соответствии с утвержденной маршрутной сетью проводятся конкурсы по выбору перевозчика.
В 2014 году началась работа по разработке новой Концепции развития транспортной отрасли города. На данный момент очевидна необходимость согласования новой Концепции с планом реализации Стратегии развития города до 2020 года. При этом особое внимание предполагается уделить вопросам транспортного обслуживания вновь застраиваемых территорий города.
Более частный, но не менее важный вопрос в общей системе транспортного обслуживания населения касается установления тарифов на услуги муниципальных предприятий пассажирского транспорта в летний период. По и инициативе и при поддержке депутатов городской Думы с 1 мая по 15 октября ежегодно организовывается около 30 сезонных (садовых) маршрутов для проезда садоводов и огородников. Стоимость и порядок проезда до садовых товариществ как в городском, так и в пригородном сообщении сохранились на уровне 2013 года (решение ЧГД от 14.04.2014 № 51/1).
4.3. Контроль реализации государственного законодательства, муниципальных правовых актов и программ
Оценка регулирующего воздействия:
В связи с изменением законодательства, с 2015 года органы местного самоуправления обязаны проводить оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизу действующих нормативных правовых актов.
В этой связи городской Думой утверждено Положение о порядке проведения обязательных по законодательству процедур в отношении нормативных правовых актов, утвержденных решениями Челябинской городской Думы, а также проектов решений городской Думы, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности (решение ЧГД от 23.12.2014 № 4/21).
Важнейший элемент процедуры оценки регулирующего воздействия - публичные консультации, которые дают возможность получить обратную связь от представителей бизнес-сообщества по поводу действующих решений Думы, а также решений, находящихся на стадии разработки. Процедура в целом позволяет более точно определить потенциальные риски и негативные эффекты принимаемых документов.
Бюджет города:
В целях контроля исполнения плана мероприятий в районах города Челябинска на 2014 год ежемесячно рассматривалась сводная информация по главным распорядителям бюджетных средства, избирательным округам, общегородским мероприятиям.
Рассмотрен и утвержден бюджет города Челябинска на 2015 год. Работа по проекту бюджета проводилась в условиях реформы. В бюджете предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов внутригородским районам. Утверждено Положение о межбюджетных отношениях в городе Челябинске, устанавливающее, в том числе, нормативы отчислений в бюджеты внутригородских районов.
В октябре 2014 года внесены изменения в законодательство РФ в части налога на имущество физических лиц. Введен новый порядок начисления налога - исходя из кадастровой стоимости объектов. Установлены временные рамки для проведения кадастровой оценки - с 1 января 2015 до 1 января 2020 года. Поскольку соответствующий закон на региональном уровне пока не принят, решением городской Думы от 18.11.2014 № 2/12 в Челябинске сохраняется прежний порядок начисления налога - исходя из инвентаризационной стоимости объектов.
В сложившейся ситуации нерешенной остается проблема налога на объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию после 2012 года. Согласно № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с 1 января 2013 года оценка этих объектов на территории РФ осуществляется по кадастровой стоимости, соответственно, их инвентаризационная стоимость не может быть определена. Как следствие, данные объекты не попадают под налогообложение, что приводит к потерям бюджета города порядка 60 млн. рублей в год.
С целью урегулировать вопрос об основаниях и порядке начисления налога на недвижимое имущество, введенное с 1 января 2013 года и позже, депутаты городской Думы вышли с законодательной инициативой по внесению изменений в статью 402 (часть 2, п. 3) Налогового кодекса РФ. Инициативу поддержали органы государственной власти Челябинской области; необходимые документы были направлены в Государственную Думу (Постановление ЗСО от 27.11.2014 № 2355).
Землепользование и градостроительство:
По данным Управления торговли администрации города Челябинска, в 2014 году выявлено 962 временных нестационарных объекта (киоски, павильоны, автостоянки), установленных без разрешения. Потери от незаконной эксплуатации оцениваются в 500 млн. рублей.
В 2013 году городской Думой был принят упрощенный Порядок оформления земли под уже существующими временными нестационарными объектами (решение ЧГД от 25.06.2013 № 43/25); создана специальная комиссия из состава депутатов и представителей Администрации города для рассмотрения вопросов "амнистии" в каждом отдельном случае.
Тем не менее в первые месяцы 2014 года только 10 предпринимателей оформили необходимые документы и, таким образом, приступили к добросовестному выполнению обязательств по выплате налогов в городской бюджет. В связи с этим 25 марта 2014 года решением городской Думы сроки упрощенного порядка регистрации нестационарных объектов были продлены до 1 сентября 2015 года (решением от 29 апреля 2015 года - до 1 января 2016 года).
Решение продлить сроки оформления коммерческих объектов поможет вывести из тени часть участников малого бизнеса. Кроме того, это ставит предпринимателей в равные условия, исключает возможность недобросовестной конкуренции в отношении предпринимателей, которые работают легально и отчисляют налоги в городской бюджет.
В 2014 году на постоянном контроле депутатов находилась информация о результатах публичных слушаний по вопросам градостроительства на территории города Челябинска. Особое внимание уделялось необходимости и социальной значимости рассматриваемых проектов с учетом мнения горожан, а также соответствию документов требованиям земельного, градостроительного и экологического законодательства.
За отчетный период рассмотрено более 300 комплектов документов, связанных с вопросами градостроительства. Даны рекомендации, исходя из таких актуальных критериев, как: сохранение и увеличение зеленых насаждений при размещении капитальных объектов в планировочной структуре проектов; целесообразность и экономическая привлекательность размещения объектов инфраструктуры; необходимость и возможность увеличения парковочных мест.
5. Социально значимые публичные проекты
5.1. Высшие общественные награды города Челябинска
С 2010 года С.И. Мошаров возглавляет организационный комитет по присуждению Премии "Признание". Премия была учреждена в 2006 году, в канун 270 годовщины со дня рождения Челябинска (решение Челябинской городской Думы от 27.06.2006 № 13/14). Основная цель учреждения Премии - оценка социально значимой деятельности предприятий, организаций, физических и должностных лиц, направленная на улучшение качества жизни горожан, на развитие взаимовыгодного сотрудничества органов местного самоуправления и предпринимательских структур, а также на поддержку благотворительной деятельности.
Премией "Признание-2013" были удостоены четыре человека и три организации. В число лауреатов вошли те, кто реализует социально значимые проекты. Церемония награждения состоялась 20 марта 2014 года с участием Главы города.
Награды удостоились следующие организации: ОАО "Челябинский радиозавод "Полет" ("За вклад в развитие отрасли"), Общество с ограниченной ответственностью "Инфо-групп" - Агентство новостей Доступ ("За вклад в развитие отрасли"), Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - Организация помощи детям "Звездный дождь" ("За лучший социально значимый проект).
В числе персональных лауреатов - заведующая неврологическим отделением, врач-невролог городской клинической больницы № 1 Лукашевич Ирина Геннадьевна, художественный руководитель ГБУКЧО "Русский народный оркестр "Малахит" Лебедев Виктор Григорьевич, директор МАОУ - лицей № 82 Слотина Людмила Валентиновна ("За вклад в развитие отрасли"); Видгоф Борис Ефимович ("За активную благотворительную деятельность").
Согласно проекту решения, внесенному С.И. Мошаровым в Челябинскую городскую Думу и утвержденного депутатами решением Челябинской городской Думы от 02.09.2014 № 54/3, присвоено звание "Почетный гражданин города Челябинска" Смирнову Владимиру Ильичу, Соловьеву Вадиму Павловичу, Шаламову Александру Леонидовичу. По сложившейся традиции присвоение этого звания происходит накануне празднования дня рождения города Челябинска (Дня города) гражданам, снискавшим широкую известность и уважение жителей Челябинска.
5.2. Вклад в молодежную политику города
Решением Челябинской городской Думы 29.04.2014 № 51/9 года в четвертый раз учреждена Премия в сфере молодежной политики города Челябинска. Данная инициатива Главы города была выдвинута в целях поощрения работы молодежи, направленной на развитие гражданского общества, поддержки идей социального партнерства, инициатив в общественной и профессиональной деятельности.
В организационный комитет по присуждению Премии входят представители Челябинской городской Думы, Администрации города Челябинска, а также предприятий, организаций, общественных объединений, расположенных на территории Челябинска, председатель оргкомитета - Глава города С.И. Мошаров.
В 2014 году к традиционным номинациям - образование, молодежное предпринимательство, наука и техника, культура и искусство, общественная деятельность, гражданско-патриотическое воспитание, спорт, журналистика, информационные технологии, волонтерское движение, формирование здорового образа жизни - добавились еще 4. В том числе: приобщение молодежи к труду, содействие ее трудоустройству и занятости, социальная поддержка и защита прав и интересов молодых людей, участие в законотворческой деятельности.
16 победителей получили денежную премию в размере 50 тысяч рублей. Лучшей молодежной организацией признано региональное отделение Российского союза молодежи. Размер "коллективной" премии - 100 тысяч рублей. Церемония вручения Премии состоялась 10 сентября.
В конце апреля 2014 года прошел четвертый открытый городской конкурс "Патриоты Челябинска", главная цель которого состоит в формировании у молодого поколения осознанного интереса к изучению истории города Челябинска. Организаторы Конкурса - МБУ "Информационно-аналитический центр" Администрации города Челябинска, Челябинская городская Дума, Челябинская государственная академия культуры и искусств. В 2014 году конкурс приобрел новый статус - на Кубок Главы города. В проекте приняли участие около 300 учащихся старших классов образовательных учреждений города Челябинска.
Пятый год ведет активную деятельность Молодежная палата города Челябинска, действующая при Челябинской городской Думе. Мероприятия Палаты направлены на просвещение и воспитание гражданской позиции молодежи. Члены Палаты участвуют в заседаниях постоянных комиссий городской Думы, в публичных слушаниях; оказывают помощь в работе Общественной приемной Председателя ВПП "Единая Россия"; участвуют в организации и проведении городских, областных, региональных и всероссийских мероприятий (в том числе - конференции УРФО, молодежные форумы, научные конференции вузов Челябинска, съезды партии "Единая Россия").
В 2014 году в городе Челябинске была проведена большая работа по обеспечению занятости молодежи в летний период. При поддержке Главы города и депутатов городской Думы организовано 25 трудовых отрядов общей численностью 375 человек.
5.3. Вклад в развитие культуры и спорта
По данному направлению за отчетный период при поддержке Главы города проведены четыре масштабных мероприятия - Фестиваль "Арт-Полис-2014", Международный театральный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм "CHELоВЕК ТЕАТРА", Международный фестиваль кузнечного мастерства "Во славу металла!", хоккейный матч "Русская классика".
Фестиваль "Арт-Полис-2014" - единственный в Челябинске конкурс, который объединяет архитектуру и дизайн. Цель мероприятия - стимулировать развитие этих творческих направлений с учетом эстетических, технологических и социальных аспектов.
Официальную поддержку Фестивалю оказали Челябинская городская Дума, Челябинское региональное отделение "Союз архитекторов России", Челябинское региональное отделение "Союз дизайнеров России", Челябинское региональное отделение "Союз художников России", Челябинский межрегиональный Союз строителей, НП СРО "Союз строительных компаний Урала и Сибири", НП "СРО СПО Южного Урала", НП СРО "УралЖилКомСтрой", НП "ЧелРОП".
Заявки на участие и конкурсные работы принимались с 30 ноября 2013 года по 10 мая 2014 года; на суд жюри было вынесено около 100 работ. Завершающим аккордом стала презентация работ финалистов в выставочном зале "Союза художников России"; только в день открытия ее посетило больше двухсот челябинцев. Церемонию награждения победителей провел Глава города совместно с авторами концепции конкурса - представителями журнала "Архитектура&DESIGN".
Второй Международный театральный фестиваль "CHELоВЕК ТЕАТРА" проводился при поддержке Главы города, Челябинской городской Думы, управления культуры Администрации Челябинска, Челябинского областного отделения Союза театральных деятелей России. Ведущий организатор - Новый художественный театр.
В течение фестивальной недели (февраль 2014) были представлены работы 13 творческих коллективов России и зарубежья (театры из Грузии, Молдавии, Казахстана, Литвы).
Уникальность мероприятия состоит в возможности открытого обсуждения постановок их создателей с профессиональными критиками и "рядовыми" зрителями. Статус мероприятия определяется не только международным составом участников: в 2013 году Фестиваль официально принят в состав Международного института театра - организации, которая сотрудничает с ЮНЕСКО и оказывает поддержку театральным деятелям по всему миру.
Второй Международный фестиваль кузнечного мастерства был приурочен к 278-летию города Челябинска. Фестиваль проводился по инициативе Общественной палаты города, при поддержке Главы города, Челябинской городской Думы и Администрации города Челябинска. Организаторами Фестиваля выступили Управление культуры и Союз кузнецов России.
На Кировке была организована кузница под открытым небом, где профессионалы кузнечного дела в течение двух дней сентября демонстрировали широкой публике свое мастерство. Кузнецы представили выставку высокогабаритных фигур художественной ковки, были проведены мастер-классы известных кузнецов России и Европы. В рамках Фестиваля работали интерактивные площадки мастеров Челябинской области по традиционным ремеслам: ручное ткачество, резьба по дереву, керамика, лоскутное шитье, текстильная кукла, художественная обработка бересты.
Хоккейный матч "Русская классика" состоялся 19 января 2014 года в рамках регулярного чемпионата Высшей хоккейной лиги (ВХЛ). На открытом льду встретились команды "Челмет" (Челябинск) и "Лада" (Тольятти). "Русской классике" предшествовал дружеский хоккейный матч между сборной Челябинска, в которую вошли ветераны челябинского хоккея, и сборной руководителей и тренеров ВХЛ.
Традиционно "Русская классика" использует стилистику времен СССР как дань уважения к победам и достижениям советского хоккея и его легендарных игроков и является визитной карточкой ВХЛ. Первый подобный матч состоялся в феврале 2012 года в Красноярске. В 2014 году мероприятие проводилось в Челябинске по инициативе Главы города С.И. Мошарова, который и возглавил оргкомитет. Подготовка к "Русской классике" велась в течение 2013 года. Финансирование осуществлялось за счет спонсоров, без привлечения средств городского бюджета.
Основной особенностью всех перечисленных мероприятий является привлечение к их подготовке и проведению широкого круга профессиональных сообществ, "рядовых" жителей города, представителей властных и бизнес-структур. Главная цель мероприятий - создание среды, способствующей продвижению творческих инициатив, имеющих практическую, общественно полезную значимость; объединение усилий, направленных на повышение общей культуры населения, а также внутреннего и внешнего статуса города Челябинска.

Глава города Челябинска
(Председатель городской Думы)
С.И.МОШАРОВ


------------------------------------------------------------------